За счёт доходов округа финансируются ещё
2 округа. Где они?
Предстоят выборы мэра Химок. Это хороший повод, чтобы сформулировать то, чего мы хотим от власти, и исходя из этого сделать свой выбор. Давайте же, пока не касаясь конкретных кандидатов, посмотрим, чего ждут от власти различные социальные группы.
Молодёжь
Что нужно молодёжи? В первую очередь – все необходимые условия для получения образования, получения достойного места работы, возможности для создания семьи.
Надо, чтобы у молодых людей, выбирающих себе место работы, была возможность не ездить в Москву, а иметь хорошие условия труда на химкинских предприятиях.
Одно из условий для этого – решение жилищного вопроса, включая безвозмездное предоставление жилья для молодых кадров предприятий, работающих на выполнение перспективных программ.
Нужно создать условия для создания семьи и рождения детей. Одна из серьезных проблем – не хватает объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов) – особенно в районах новой застройки. Поэтому необходимо строительство новых школ, поликлиник, детских садов.
Для тех же, кто всё же вынужден ездить в Москву (для учёбы, решения деловых вопросов) нужно наладить нормальный транспорт. Для ликвидации пробок на дорогах – шире развивать общественный транспорт, вплоть до прокладки линии метро.
Пенсионеры и бюджетники
Одна из наиболее острых проблем – это рост цен в магазинах, рост тарифов на услуги ЖКХ, рост платы за проезд, теперь еще и «монетизация» льгот по ЖКХ. Что надо делать?
Во-первых, повысить пенсии, зарплаты и пособия за счет дополнительных доходов бюджета, чтобы сгладить последствия роста цен.
Во-вторых, снизить тарифы и восстановить льготы – в том числе путем дотаций коммунальным предприятиям из бюджета.
Еще одна важная задача – проведение капитального ремонта нуждающихся в этом жилых домов, вне зависимости от формы управления домом. Причем необходим именно капитальный ремонт, а не косметический, как это делается при нынешней администрации.
Все жители заинтересованы в благоприятных условиях жизни. Поэтому необходимо прекратить уплотнительную застройку. Новая власть должна будет провести ревизию разрешительной документации на все строящиеся в городе объекты. Если строительство было начато с нарушениями – то прекращать его, а если это невозможно (например, когда дом уже построен) – то новая администрация должна изъять его у недобросовестных застройщиков и передать на социальные нужды (для предоставления очередникам и т.п.)
Предприниматели
Предпринимателям нужны в первую очередь честные условия для ведения бизнеса. Необходимо прекратить раздачу собственности в городе «для своих» и создать равные условия для всех коммерсантов, вне зависимости от степени их близости к чиновникам.
Власть должна прекратить поборы с предпринимателей и необходимость платить «крыше».
Предприниматели, избавившись от поборов, получат возможность более эффективно развивать свой бизнес, создавать новые рабочие места, обновить оборудование, технику, ввести новые виды услуг – и, кстати, увеличение их выручки приведет к увеличению честных налоговых отчислений в бюджет
Сегодняшний экономический кризис сильнее всего ударяет именно по малому и среднему бизнесу (крупные корпорации и так получают щедрые дотации от государства). Поэтому необходимы меры государственной поддержки для честно работающих предпринимателей, позволяющие смягчить последствия кризиса, не допустить банкротств и сокращения рабочих мест.
Где взять
деньги?
Оппоненты скажут: всё это благие пожелания и популизм, но это нельзя выполнить, потому что размеры городского бюджета ограничены. Что ж, давайте попробуем прикинуть, какова величина бюджета города и есть ли резервы для его увеличения.
Известна величина рыночной стоимости земли в нашем округе – 4,5 сотки земли стоят 40 млн рублей. Т.е. около 10 млн рублей за сотку. Известно, что в городе ежегодно продаются десятки гектаров земли (сколько именно – неизвестно, т.к. они часто продаются без всякого конкурса). Посчитаем, сколько получает бюджет за счет земли. Итак, одна сотка – это 10 млн рублей. 1 гектар (100 соток) – миллиард рублей. Получаем, что только 10 гектаров земли принесет бюджету 10 млрд рублей. Неоднократные предложения независимых организаций организовать аукцион по земле с целью определения рыночной цены в разных районах округа, администрацией отвергались. Поэтому будем считать, что она такая и везде. Расчет произведен только на 10 га. В округе же за год выделяются десятки га. Тогда бюджет вообще будет астрономическим. При отсутствии информации от администрации можно допустить и это.
Далее, строительство. Называют такие цифры – в момент начала прихода Владимира Стрельченко стоимость квадратного метра вводимой жилой площади составляла 800 долларов. С учетом всех затрат на строительство и на норму прибыли. Сейчас квадратный метр вводимой площади стоит 3000 долларов. Разница – 2200. Известно, что норма прибыли в жилищном строительстве огромная – не меньше 100%. Предположим, что половина дохода идет строителям, половина – в бюджет. Учитывая, что часть возводимого жилья (при нынешней власти – мизерная!) предоставляется нуждающимся безвозмездно (хотя, если верить циничному заявлению зама по строительству Д.Н.Позднева (газета «Химкинские новости» за 13 апреля 2006 года), то даже очередникам жильё предоставляют не иначе как за деньги!) – получаем, что бюджет должен получать в год не менее 1000 долларов с квадратного метра. Или, учитывая средний курс доллара за период правления нынешней администрации – 28 тысяч рублей. Называют цифру – в год вводится 50 тысяч квадратных метров в год. Перемножаем две цифры – и имеем, что только за счет строительства бюджет должен получать 1,4 млрд рублей. Около 30 муниципальных объектов в городе приватизировано таким образом, что потери бюджета составили около 1 млрд рублей. Обращения в прокуратуру и обнародование этого факта в прессе результата не дали.
Складывая названные цифры, получаем, что бюджет города Химки должен составлять как минимум 13 млрд рублей. Напомним, это – минимум, если взять минимальные объёмы земельной и жилищной торговли. А есть еще и прочие источники дохода бюджета (налоги с предприятий, официальные и «неофициальные» налоги с предпринимателей) и т.п. Таким образом, следует предполагать, что размер бюджета города будет составлять не меньше 18 млрд рублей.
А теперь открываем официальные источники, а именно опубликованные на официальном сайте городской администрации решения совета депутатов о бюджете города (см. таблицу в приложении). И из них узнаем, что запланированный размер бюджета Химок на 2009 год составляет 5,4 млрд, а фактический объем доходов бюджета за прошлый год – лишь около 4 млрд. В четыре раза меньше! Куда уходят еще как минимум 10 млрд? Складывается впечатление, что за счет наших доходов финансируются еще 2 округа. Администрация, правда, не говорит, где они.
Можно только догадываться. В прессе гуляют слухи о суммах, которые мэры городов и главы районов выплачивают «наверх» (а оттуда – ещё наверх и так далее). Не потому ли губернатор Громов заявил недавно, что он «полностью удовлетворён деятельностью Владимира Стрельченко на посту главы Химок»? Всю правду ещё только предстоит установить последователям Феликса Эдмундовича и Лаврентия Павловича, когда они будут расследовать деятельность нынешней администрации после ее ухода в историю.
Пока можно сказать только одно. Кандидат, который захочет победить Владимира Стрельченко в ходе предвыборной кампании, должен главным пунктом своей предвыборной кампании должен сделать такой лозунг: «КОГДА Я ВОЗГЛАВЛЮ ГОРОД – ВЛАСТЬ ПЕРЕСТАНЕТ ВОРОВАТЬ». Выполнение этого простого обещания позволит увеличить бюджет как минимум в 3-4 раза. И это не считая других черных дыр в экономике города, для перекрытия которых достаточно будет только совести новой власти: например, прекратить зарывать деньги в землю при ежегодной замене труб или прекратить выводить деньги из бюджета в собственные карманы в ходе укладки тротуарной плитки.
Что нужно сделать для того, чтобы решить эти вопросы? Самый логичный шаг – это поддержать в ходе нынешней избирательной кампании того кандидата, который возьмётся решить эту задачу. Кто персонально это может быть?
В настоящее время в избирательном бюллетене остались 4 кандидата (из ранее заявленных 9) – Белоусов, Стрельченко, Фетисов и Хролович. О том, чтобы поддерживать действующего главу В.В.Стрельченко, речи быть не может – именно во время его правления произошли все эти негативные моменты. Фетисов и Хролович заведомо не имеют шансов на победу и, по мнению многих, являются дублёрами нынешнего главы. А вот И.И.Белоусов, вполне вероятно, может предпринять шаги по отказу от наиболее одиозных шагов нынешней власти. Поэтому именно его и следует поддержать во время предстоящей предвыборной кампании. При условии, конечно, что Игорь Иванович будет всерьёз настроен на победу.
Приложение
Бюджет городского округа Химки
Год |
Размеры бюджета, тыс руб |
Дефицит бюджета |
||
доходы |
расходы |
Тыс.руб |
% от дохода |
|
2007 |
2 682
086 |
2 886
779 |
204 693 |
7,63 |
2008 |
3 945
452 |
4 261
029 |
315 577 |
8,00 |
2009
(план) |
5381581 |
5636988 |
255407 |
4,75 |
Источник – официальный сайт администрации