«Государственно-частное партнёрство» - путь, ведущий в тупик
7 сентября 2009 года в в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция под
названием "Государственно-частное партнерство: новые горизонты или
тупик?". В мероприятии приняли участие Евгения Чирикова,
лидер Движения в защиту Химкинского леса, а также представители общественности
и журналисты из Санкт-Петербурга и стран Евросоюза.
Масштабная программа по развитию государственно-частного
партнерства (ГЧП) в России может нанести урон общественным интересам. Об этом
заявили эксперты и представители общественных организаций на пресс-конференции.
«Прежде чем начинать ГЧП-проекты,
российским властям стоит учесть ошибки Великобритании, сравнить ГЧП с обычным
государственным финансированием и трезво оценить все проблемы, которые могут
возникнуть», - заявил Кристиан Вольмар,
независимый эксперт по транспорту и журналист из Великобританиии.
Вольмар привел
пример реконструкции лондонского метро, на одну подготовку контракта ушло 600 млн фунтов, а ежегодные субсидии
составили 1,1 млрд фунтов. Одна из частных компаний,
выполнявших проект, потерпела крах через пять лет после тендера. Обширная
программа по применению ГЧП стартовала в Великобритании в
начале 1990х, и в скором времени стала внедряться также в центральной и
восточной Европе.
«ГЧП-проекты вряд ли смогут
стать выходом из кризиса. Они невероятно дороги, - сказала на пресс-конференции
Пиппа Галлоп, координатор
по исследованиям международной сети общественных организаций «Бенквоч». - Вопреки распространенному мнению, схема ГЧП не
привлекает дополнительные деньги в инфраструктуру — вместо этого она просто
распределяет бюджетные траты на 20-30 лет. Кроме того, если что-то пойдет не
так — возмещать потери всегда приходится налогоплательщикам».
Яркий пример - автомагистраль «Тракия»,
которая должна связать столицу Болгарии София с причерноморским городом Бургас.
Согласно условиям контракта, который был заключен между правительством и
болгарско-португальским консорциумом, государство обязалось выплатить компании
компенсацию при неполной загрузке платной дороги.
Тракийская дорога
окупалась при 25 650 машинах в день, при плате 2.5 евро с машины за километр.
Однако даже расчеты болгарского правительства показали, что дорога вряд ли
достигнет такой загрузки в ближайшие 23 года, а компания будет получать компенсацию
от государства почти четверть века. По счастью, афера была раскрыта вовремя,
разразился масштабный скандал и контракт был
расторгнут.
В России о запуске обширной программы ГЧП при поддержке
государственного Инвестиционного фонда было объявлено в 2006 году. На текущий
момент утверждено более 20 проектов. На реализацию этих проектов «на паях» с
частными компаниями планируется выделить около 400 млрд рублей. Кроме того, схема ГЧП предполагает
регулярные выплаты инвестору за поддержание построенных объектов в течение
нескольких десятилетий, суммы этих ежегодных выплат по проектам остаются
неизвестными.
В Санкт-Петербурге по схеме ГЧП планируется реализовать
четыре крупных пилотных инфраструктурных проекта —
реконструкция аэропорта Пулково, строительство платной автомагистрали Западный
скоростной диаметр (ЗСД), прокладка Орловского тоннеля под Невой и запуск
железнодорожной ветки Надземного экспресса.
Предстоящие затраты городского бюджета на пилотные ГЧП-проекты только в
Санкт-Петербурге оцениваются в несколько миллиардов долларов.
«ГЧП в Санкт-Петербурге становится инструментом для
реализации гигантских сомнительных проектов, большинство из которых встретили
протест местных жителей», - говорит координатор экологического движения
«Сохраним Юнтолово» Татьяна Скроденис.
Против проекта Западного скоростного диаметра только в районе Юнтолово подписались более 12 тысяч граждан: международная
скоростная трасса должна пройти в 100 метрах от жилых домов, а также вдоль границы уникальной особоохраняемой
природной территориии — Юнтоловского
заказника.
Скроденис добавила,
что непроработанная схема экологической и социальной ответственности при
реализации ГЧП-проектов является зоной риска для
местных жителей и налогоплательщиков.
«Мы столкнулись с тем, что даже участники ГЧП-проекта ЗСД в силу сложности схемы не могут ответить на
вопрос, кто из них обязан предоставлять проектную документацию и кто будет
отвечать за возможный экологический и социальный ущерб, нанесенный в ходе
строительства и эксплуатации дороги», - говорит Татьяна Скроденис.
В конце июля было заключено концессионное соглашение по
проекту скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-58 км.
Общая стоимость проекта составляет около 60 млрд. рублей, 23 млрд. рублей
выделяет Правительство Российской Федерации, а остальные средства привлекает
концессионер.
«В результате строительства трассы будет уничтожен
Химкинский лес, относящийся к лесозащитному поясу Москвы. Стоимость
проекта, реализуемого консорциумом Винси и
Минтрансом, по экспертным оуенкам, завышена в 6 раз»,
- говорит Евгения Чирикова, лидер движения в защиту
Химкинского леса.
По итогам состоявшегося обсуждения можно сделать вывод:
трасса Москва - Санкт-Петербург всего лишь попытка распила бюджетных денег. Она
никогда не окупится, уничтожит природу и не спасет от пробок (точно так же, как
сверхдорогой и никому ныне не нужный экспресс до Шереметьево, под который
вырублен Шереметьевский лес). Так что наилучший вариант - реконструкция и
ремонт Ленинградского шоссе. И недорого, и экологично.
источник - http://www.ecmo.ru/news/n-739/