Протокол
общественных слушаний в Общественной палате Российской Федерации «Химкинский
лес: проблемы и решения»
Москва, 16 сентября 2010 года
В соответствии с решением Президента Российской Федерации о
приостановлении строительства скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через
лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных
слушаний по этому вопросу, 16 сентября
Присутствовали 97 человек (список прилагается).
Вел слушания секретарь Общественной палаты академик Евгений
Велихов.
Прямая трансляция слушаний велась на сайте Общественной
палаты oprf.ru, там же размещена полная запись
трансляции (стенограмма прилагается).
Выступили 19 человек.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий
ЧАБУНИН:
При разработке проекта рассмотрено 6 вариантов маршрута, из
них 5 вариантов – с началом в районе Бусиновской
развязки, проведен сравнительный анализ проектов. Самым выгодным со всех точек
зрения, в том числе с учетом сроков строительства признан утвержденный вариант
(презентация
прилагается).
Для предотвращения и смягчения отрицательных воздействий на
окружающую среду предусмотрены многочисленные мероприятия стоимостью более 3 млрд рублей: возведение защитных
экранов, площадок, отстойников, пунктов сбора противоледного
реагента, сетчатое ограждение, ликвидация несанкционированных свалок,
компенсационная высадка деревьев на
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии
Российской Федерации Игорь МАЙДАНОВ:
Предложенный Росавтодором вариант
наиболее приемлемый. В настоящее время главный вопрос, который требует решения
– как минимизировать экологический ущерб. Мы дали предложение в Минтранс, там
наши предложения поддержаны. Следует провести работу в области
совершенствования природоохранного законодательства, о чем имеются
соответствующие поручения Правительства РФ.
Директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга КАМЕНЧУК:
Результаты изучения общественного мнения среди жителей
Москвы и Московской области (презентация
прилагается). Главный вывод: две трети москвичей и жителей области
поддерживают «защитников леса», но только 27 процентов предлагают поменять
маршрут новой трассы.
Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения ЧИРИКОВА:
Данные опроса «Левада-Центр»: 73 % опрошенного населения Химок высказались против прокладки трассы через Химкинский
лес. По данным портала «Superjob», 67 % москвичей
тоже высказывались против проведения трассы с вырубкой леса, хоть они тоже
стоят в пробках и нуждаются в дороге.
Защитники Химкинского леса заинтересованы в решении
транспортной проблемы, но предложенный вариант дороги неприемлем. Данный
вариант не решает транспортных проблем: трасса имеет изогнутую траекторию и
упирается в Т-образный перекресток на МКАД.
Проектирование шло в нарушение законодательства, поскольку затрагивает
лесопарковую зону, где запрещена любая строительная деятельность.
Вредное антропогенное воздействие трассы на лес приведет к
его полной гибели.
В презентации, которая представлена на сайте Минтранса,
отмечено, что расчет с инвесторами будет производиться за счет придорожной
территории: у нас есть опасения, что придорожные территории застроят.
Согласно схеме территориального планирования Московской
области, Химкинский лес уже не существует, на этой территории - зона урбанизации.
Общественностью предложено 5 альтернативных вариантов
прокладки трассы, причем с нашей стороны нет лоббирования какого-то конкретного
проекта. Целесообразно использовать территорию построенных дорог, строить
тоннели, эстакады.
Председатель правления ТСЖ г.Химки Владимир ХАРИТОНОВ:
За два месяца собрано 18 тысяч подписей в защиту продолжения
строительства трассы. Это настоящие, не купленные подписи. Главный аргумент:
строительство дороги повысит качество жизни химчан.
Наладится работа «скорой», пожарных, дети не будут опаздывать в школу. Перенос
трассы по другим вариантам будет усугублять ситуацию.
Член Общественной палаты РФ Владислав ГРИБ:
В преддверии этих слушаний у нас состоялись десятки
консультаций как на территории города Химок, так и
здесь, в Общественной палате. Нам надо провести серьезную экспертную оценку,
рассмотреть все варианты.
Нужно максимально сблизить варианты и найти те, которые
устроят человека, чтобы жить в нормальной экологической обстановке и
своевременно добираться до работы и обратно.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства
Михаил БЛИНКИН:
Москва сделала великолепную трассу до МКАД, но она упирается
в сужение в Химках. А предлагаемый проект платной
магистрали упрется с противоположной стороны в Бусиновскую
развязку, что опять вызовет пробки.
Еще один нерешенный вопрос: все сносы домов и отселения
жителей считают по справедливой рыночной стоимости, а сотку земли с деревьями в
Химкинском лесу считают по достаточно условным кадастровым ценам. Если же
посчитать по рыночным ценам, этот лес станет просто золотым и проиграет все
позиции по стоимости проекта.
Глава Института продвижения инноваций Общественной палаты РФ
Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ:
Бросается в глаза неравная представленность
вариантов: один проработан тщательно, другие представлены в «эскизных» формах.
Вариант расширения Ленинградского шоссе не просчитан. Целесообразно
дополнительно проанализировать варианты прохождения трассы с учетом сроков,
экономических, социальных и экологических последствий строительства. Это займет
несколько месяцев, но они необходимы для принятия окончательного решения. Кроме
того, необходимо совершенствование действующей правовой базы в области
строительной деятельности, СНиПов и других
нормативных документов.
Директор Всемирного фонда дикой природы Игорь ЧЕСТИН:
Необходимо рассмотреть опыт решения подобных проблем в
развитых странах, где уже давно существует многоуровневое строительство дорог.
Этот вариант вообще не рассматривался. Имеются недостатки в методике расчета
стоимости леса. Оценка Химкинского леса должна учитывать его значение в
качестве компенсации тех загрязнений, которые имеются в настоящий момент и
будут увеличены при прокладке трассы. А если говорить про цены на дороги, то
это же не секрет, что у нас примерно в 5 раз дороже стоят наши дороги, чем они
стоят в Европе, при худшем качестве. Но может быть, здесь просто поменять
самого заказчика. И тогда никому бы и в голову не пришло прокладывать дорогу
через единственный массив леса в этом районе.
Академик РАН, член попечительского совета Общероссийского
общественного Конструктивно-экологического движения «КЕДР» Михаил ЗАЛИХАНОВ:
Во всем мире идет гораздо более интенсивное, чем в России,
строительство различного рода объектов, дорог, связанных с вырубкой лесов, в
том числе даже и в национальных парках.
«Защитники леса» должны были бы обратить внимание на
огромное количество несанкционированных свалок мусора в Химкинском лесу. В
данном же случае вопросы, связанные с вырубкой просеки в лесу для прокладки
современной, весьма нужной для страны автомобильной трассы, лежат в
политической плоскости. Химкинский лес стал вдруг величайшим достоянием
россиян, средоточением российских экологических
проблем.
Директор Института водных проблем РАН, член-корр.РАН Виктор ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН:
Ни один участок леса в Подмосковье не должен умереть. Важно
законодательно запретить рубку в лесу, кроме санитарной.
Нельзя создавать прецедент компенсации вырубленного леса новыми посадками.
Глава Института устойчивого развития Общественной палаты РФ
Владимир ЗАХАРОВ:
После летних природных катаклизмов этого года стало
очевидно, что отношение к природным ресурсам должно меняться. Необходимо
провести государственную экологическую экспертизу всех вариантов и при принятии
решения учитывать три фактора: транспортный, экологический и социальный. Если
по итогам анализа станет понятно, что принято неверное решение, лучше его
изменить, чем идти по неправильному пути. Сегодняшний конфликт порожден
принятием Лесного кодекса три года назад, когда Общественная палата активно
выступала против, но не была услышана законодателями.
Такая же ситуация с Градостроительным кодексом: в него
внесены изменения, отменена обязательность государственной экологической
экспертизы – сегодня мы пожинаем плоды.
Директор Центра антикоррупционных
исследований и инициатив «Трансперенси-Интернэшнл-Россия»
Елена ПАНФИЛОВА:
Нами была проведена экспертиза решений по трассе на наличие коррупциогенных рисков (прилагается). Пакет документов,
на основании которых принималось решение о выделении участков под трассу в
Химкинском лесу нельзя считать достаточным, там есть сомнительные документы:
акт выбора земли от 15.03.2005 существует в двух вариантах, в которых
по-разному трактуется статус леса.
Необходимость строительства дороги не вызывает сомнения, но
при этом необходимо определиться: или мы решаем коммерческие проблемы аэропорта
Шереметьево, или проблемы жителей Химок.
Член Общественной палаты РФ Анатолий КУЧЕРЕНА:
На заседаниях общественных советов при Минтрансе и при Росавтодоре, проведенных с участием жителей Химок, был поддержан утвержденный вариант строительства
трассы. Главная задача наших слушаний – услышать все мнения. У каждой стороны
есть свои взвешенные аргументы. Нужно еще раз все проанализировать.
Председатель общественной организации «Российская
экологическая независимая экспертиза» Александр БЕЛОЗЕРОВ:
Проект Росавтодора – это наиболее
экономичный и приемлемый вариант. Было проведено 8 экспертиз, в том числе –
независимая международная экспертиза. Нет оснований утверждать, что Химкинский
лес будет уничтожен. В стране и в мире много дорог идет по лесу, и лес живет. В
данном проекте используется менее 5 процентов территории леса. Если есть
опасения, что в лесу вдоль трассы появится какая-то застройка – необходимо
организовать общественный контроль, чтобы этого не случилось.
Член Общественной палаты РФ Елена ЛУКЬЯНОВА:
Невозможно дать правовые оценки в связи с отсутствием всего
комплекса документов. Решение Верховного Суда о законности решений по
строительству трассы принималось по одному единственному представленному
варианту.
Заместитель генерального директора НИиПИ
Генплана Москвы Алла МЕЛАМЕД:
Строительство трассы по утвержденному проекту не вызывает
сомнений. Расширение действующего Ленинградского шоссе
невозможно ни по каким основаниям, оно негативно
скажется на жителях Химок и не решит проблему пробок.
Председатель правления Общественного института экологической
экспертизы» Владимир ИСПРАВНИКОВ:
Сегодня в Химках запредельная
экологическая ситуация. Рекомендуемый разработчиками вариант, в отличие от всех
других, не предусматривает сноса жилья, он оптимален по временным,
экологическим и социальным параметрам.
Необходимо также создать и провести экспертизу по
компенсационному плану мероприятий, а также организовать систематический
мониторинг экологической ситуации в этом районе.
В заключение дискуссии выступил Министр транспорта
РФ Игорь ЛЕВИТИН, который поблагодарил участников слушаний и посетителей сайта
Министерства за активную работу по экспертизе проектов. Он отметил, что
процедура выбора и проектирования трассы осуществлялась в строгом соответствии
с федеральным и региональным законодательством.
В ходе слушаний ведущему были переданы подписные листы,
содержащие 17099 подписей жителей г.Химки
в поддержку строительства трассы по утвержденному проекту.
Секретарь Общественной палаты
Российской Федерации Е.Велихов
Источник - http://www.oprf.ru/documents/1309/
Приложение 2.
СПИСОК
участников общественных слушаний
«Химкинский лес – проблемы и решения»
16 сентября
№ п/п |
ФИО |
ДОЛЖНОСТЬ |
1. |
АКСЕНОВ
Дмитрий
Евгеньевич |
НП
Прозрачный мир |
2. |
АНТОНИЧИВА Наталья Борисовна |
Начальник Управления
территориального планирования и разработки целевых программ
Министерства строительного комплекса Правительства Московской области |
3. |
БЕЛОЗЕРОВ Олег Валентинович |
Заместитель Министра транспорта РФ |
4. |
БЕЛОЗЕРОВ Александр Степанович |
Председатель Общероссийской общественной организации «Российская экологическая независимая экспертиза», Первый заместитель Председателя Российского экологического движения «Зеленые» |
5. |
БЛИНКИН Михаил Яковлевич |
Научный руководитель НИИ
транспорта и дорожного хозяйства |
6. |
БЛОКОВ Иван Павлович |
Директор по программам
Гринпис России |
7. |
БОЧАРОВ Юрий Петрович |
Старейший урбанист России
(от БЛИНКИНА) |
8. |
БРОД Александр Семенович |
Член Общественной палаты РФ |
9. |
БУРНОСОВ Александр Леонидович |
Член Комитета ГД по бюджету
и налогам |
10. |
БЫЧКОВ Василий Владимирович |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
11. |
ВЕЛИХОВ Евгений Павлович |
Секретарь Общественной
палаты Российской Федерации |
12. |
ГЕРБЕР Алла Ефремовна |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
13. |
ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав Леонидович |
Руководитель Института
продвижения инноваций Общественной палаты РФ |
14. |
ГОРИНА Екатерина Николаевна |
Заместитель Председателя правления Российского общества защиты животных «Фауна» |
15. |
ГРЕБЕНКИН
Олег
Алексеевич |
житель
г.Химки, квартал Вашутино. |
16. |
ГРЕКОВИЧ Валентин
Федорович |
Помощник
ЗАЛИХАНОВА М. Ч. |
17. |
ГРИБ Владислав Валерьевич |
Руководитель межкомиссионной
рабочей группы по организации экспертной деятельности Общественной палаты |
18. |
ГРИГОРЬЕВ
Алексей
Юрьевич |
Международный
социально-экологический союз |
19. |
ГУДКОВ
Юрий
Борисович |
и.о.
первого заместителя министра экологии и природопользования Правительства
Московской области |
20. |
ДАНИЛИНА Наталья Романовна |
Директор
экоцентра «Заповедники» |
21. |
ДАНИЛЬЯН Виктор Иванович |
Эксперт
|
22. |
ДЗАСОХОВ Гоча Георгиевич |
Член
Общественной палаты Российской Федерации |
23. |
ДОНЧЕНКО Виталий Сергеевич |
Первый заместитель
генерального директора общественной организации "Всероссийское общество
охраны природы" |
24. |
ЕМЕЛЬЯНОВА Людмила Георгиевна |
Профессор Географического
факультета МГУ |
25. |
ЖУРАВЛЕВ Андрей Александрович |
и.о. Ген. директора ФГУ
"Дороги России" |
26. |
ЗАЙЧИК Яков Юльевич |
первый вице-президент ЗАО
"Институт ПРОМОС" |
27. |
ЗАЛИХАНОВ Михаил
Чоккаевич |
Академик
РАН, член попечительского совета Общероссийского общественного Конструктивно
– экологического движения «КЕДР»,д.г.н. |
28. |
ЗАХАРОВ Владимир Михайлович |
Руководитель Института
устойчивого развития Общественной палаты РФ |
29. |
ЗАХАРОВ
Константин
Валентинович |
МЭФ (Московская Экологическая
федерация) |
30. |
ЗАХАРОВ Иван
Александрович |
Житель
г.Химки |
31. |
ЗИМЕНКО Алексей Владимирович |
Директор Центра охраны дикой природы |
32. |
ИСАЕВ Александр Сергеевич |
Руководитель Центра по
проблемам экологии и продуктивности лесов, академик РАН, член Бюро Отделения биологических наук РАН |
33. |
ИСПРАВНИКОВ Владимир Олегович |
Председатель правления
общероссийского общественного учреждения «Общественный институт экологической
экспертизы» |
34. |
КАМЕНЧУК Ольга Николаевна |
Директор по коммуникациям ВЦИОМ |
35. |
КАТАЕВ Дмитрий Иванович |
Сопредседатель движения
«Жилищная солидарность» |
36. |
КЕЛЬБАХ Сергей Валентинович |
Первый заместитель
председателя правления ГК «Автодор» |
37. |
КЛИМОВ Дмитрий Витальевич |
Помощник председателя
правления ГК «Автодор» |
38. |
КОЗЛОВ Николай Иванович |
Член инициативной группы по защите Химкинского
леса |
39. |
КОРОВИН Георгий Николаевич |
академик РАН |
40. |
КРЕЙНДЛИН Михаил Леонидович |
Руководитель проекта по
особо охраняемым природным территориям Гринпис России |
41. |
КРЫШТАНОВСКАЯ Светлана
Олеговна |
Помощник
Министра транспорта РФ |
42. |
КУЗНЕЦОВ Владимир Андреевич |
Заместитель Директора Института устойчивого
развития Общественной палаты Российской Федерации, Исполнительный директор
Центра экологической политики России |
43. |
КУЗНЕЦОВ Николай
Васильевич |
ГИП
«Петербургдорсервис» |
44. |
КУЛИКОВ Игорь Николаевич |
Президент
МОО ЭКОСОЮЗ |
45. |
КУЛИКОВА Елена Геннадьевна |
Руководитель
лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России |
46. |
КУЧЕРЕНА Анатолий Григорьевич |
Член
Общественной палаты Российской Федерации |
47. |
ЛЕВИТИН Игорь Евгеньевич |
Министр транспорта Российской Федерации |
48. |
ЛУКЬЯНОВА Елена Анатольевна |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
49. |
МАЙДАНОВ Игорь Иванович |
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии
Российской Федерации |
50. |
МАЛИНОВА Ольга Валентиновна |
зам. Генерального директора НИиПИ градостроительства Московской области |
51. |
МАРГУЛЁВ Андрей Игоревич |
Член инициативной группы по защите Химкинского
леса, Международный социально-экологический союз |
52. |
МАТВЕЕВ
Михаил
Вячеславович |
Защитники
Химкинского леса |
53. |
МЕЛАМЕД Алла
Григорьевна |
Заместитель
генерального директора НИиПИ Генплана Москвы |
54. |
МИТРОХИН Сергей Сергеевич |
Председатель партии «ЯБЛОКО» |
55. |
МИХАЙЛОВ Вячеслав Григорьевич |
Член Общественной палаты РФ |
56. |
МОРОЗОВА
Галина
Васильевна |
МЭФ
- Московская экологическая федерация |
57. |
МОСКАЛЬКОВА Татьяна
Николаевна |
Заместитель
председателя Комитета Государственной Думы по
делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор юридических наук, генерал-майор
милиции. |
58. |
НАУМЫЧЕВА Серафима
Алексеевна |
Защитники
Химкинского леса |
59. |
НИКИТЕНКО
Ярослав
Владимирович |
Защитники
Химкинского леса |
60. |
НОВОСЕЛОВ Юрий Александрович |
Заместитель
главного архитектора Московской области |
61. |
ОСТРОВСКИЙ Михаил Владимирович |
Заместитель секретаря
Общественной палаты РФ |
62. |
ОЧИРОВА Александра Васильевна |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
63. |
ПАВЛОВА
Любовь
Петровна |
Председатель
совета общественности микрорайона «Подрезково», г. Химки |
64. |
ПАНФИЛОВА Елена Анатольевна |
Директор Центра
антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси
Интернешнл ‑ Россия" |
65. |
ПАХОРУКОВА
Оксана
Александровна |
СОПР
- Союз охраны птиц России |
66. |
ПЛЕЩЕВА Ирина Владимировна |
Член
Общественной палаты Российской Федерации |
67. |
ПОЛЯКОВ Александр Геннадьевич |
Начальник
отдела землеустройства ФГУ «Дороги России» |
68. |
ПОСПЕЛОВ Павел Иванович |
Первый проректор Московского
автомобильно-дорожного института (МАДИ) |
69. |
РАЗБАШ Ольга Александровна |
Руководитель проектов
Российского регионального экологического Центра |
70. |
РАЗВОРОТНЕВА Светлана Викторовна |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
71. |
РАСУЛМУХАМЕДОВ Элмурод
Абдурахимович – |
Управляющий директор –
Президент общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" |
72. |
РУСЕЦКИЙ Александр
Евгеньевич |
Помощник
Генерального прокурора Российской Федерации |
73. |
САМОЙЛОВ Борис Леонтьевич |
Зав.
сектором охраны природы Московского региона ВНИИ природы |
74. |
САМСОНОВ Юрий Владимирович |
Житель
г. Химки |
75. |
СТЕПАНОВ Станислав Александрович |
Ректор МНЭПУ |
76. |
СТРЕЛЬЧЕНКО Владимир Владимирович |
Глава городского округа
Химки |
77. |
ТКАЧЕНКО Сергей Борисович |
Директор ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы |
78. |
ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА Елена Андреевна |
Член Общественной палаты
Российской Федерации |
79. |
ТОЧЁНОВ Александр Сергеевич |
Эксперт |
80. |
ФЕТИСОВ Константин Сергеевич |
Заместитель председателя
городского отделения «ОПОРА РОССИИ» |
81. |
ФЁДОРОВ Валерий Валерьевич |
Генеральный директор ВЦИОМ |
82. |
ХАРИТОНОВ
Владимир
Анатольевич |
председатель
правления ТСЖ г. Химки |
83. |
ХЛЫНОВ Антон Юрьевич |
юрист, специалист по
земельному законодательству |
84. |
ХОМЯКОВ
Александр
Николаевич |
предприниматель,
депутат городского совета, партия СПС |
85. |
ХОРСЕВ
Михаил
Викторович |
Председатель
Совета гильдии кооперативов и автомобильных стоянок, председатель совета местного
отделения партии «Справедливая Россия» |
86. |
ЦЕЙТЛИН Георгий Александрович |
Президент ЗАО "Институт
ПРОМОС" |
87. |
ЦЫБКО Константин Валерьевич |
Координатор партии «Единая
Россия» по вопросам экологии |
88. |
ЦЫПЛЕНКОВ Сергей
Александрович |
|
89. |
ЧАБУНИН
Анатолий
Михайлович |
Руководитель
Федерального дорожного агентства (Росавтодор) |
90. |
ЧАПЛИН Никита Юрьевич |
Председатель Межрегиональной
общественной организации «Московское общество охраны природы» |
91. |
ЧЕСТИН Игорь Евгеньевич |
Директор Всемирного фонда
дикой природы России (WWF) |
92. |
ЧИРИКОВА Евгения Сергеевна |
Член инициативной группы по
защите Химкинского леса |
93. |
ШВАРЦ Евгений Аркадьевич |
Директор по природоохранной
политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России |
94. |
ШЕВЧУК Анатолий Васильевич |
Академик Российской экологической академии, доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы, заместитель Председателя Конструктивно-экологичесского движения России «КЕДР» |
95. |
ШЕМЕТОВ Владимир Владимирович |
Заместитель генерального
директора Петербург-Дорсервис |
96. |
ЭЙДЕЛЬМАН Грегори |
руководитель дорожных
проектов ЗАО "Институт ПРОМОС" |
97. |
ЯРОШЕНКО
Алексей
Юрьевич |
Гринпис |